Психолого-педагогические исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности социализации. Выделяют типичные барьеры, препятствующие их успешной социализации - это нарушения речевого общения в различной степени и форме; сложности взаимодействия и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; трудности освоения социальных правил и норм; сложности организации собственной деятельности; недостаточный арсенал вариантов поведения в трудности адекватной оценки последствий своих поступков и поведения окружающих людей. При нарушении процесса социализации, ограничении необходимых ребенку социальных связей и отношений затруднено формирование нравственных ориентиров, потребностно-мотивационной сферы [3].
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья широко представлены в исследованиях российских и зарубежных ученых. Выявлено, что у детей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени прежде всего страдает взаимодействие с окружающими людьми. Они в меньшей степени, чем нормотипичные сверстники, склонны к проявлению социальной инициативы, активности и заинтересованности в общении со сверстниками, что приводит к ограничениям их соицального функционирования[23]. Все это обуславливает необходимость поиска ресурсов, эффективных средств и путей более полноценной социализации детей с ОВЗ.
Понятие «социализация» анализируется во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных взаимоотношений [12], как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей [17], как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта [8], как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которые происходит в условиях взаимодействия человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [12]. В наших исследованиях мы опираемся на концепцию И.А. Коробейникова [9,10].
К особенностям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья И.А. Коробейников и В.З. Кантор относят достижение целевых ориентиров развития [7], что позволяет осуществлять переход от социальной адаптации к социализации ребенка.
Авторами выделяются как модально-неспецифические характеристики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от нозологии [4,19], так и модально-специфические особенности социализации, определяющиеся видом нарушения развития [3,10,12].
Несмотря на относительную многочисленность работ в данной области остается практически неисследованной связь прогнозирования с характером и спецификой социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Единое описание содержания феномена «прогнозирование» в современной науке отсутствует, об этом свидетельствует и его терминологическая вариативность («предвосхищение», «антиципация», «предвидение», «ожидание будущего», «ментальное путешествие во времени», «эпизодическое предвидение», «упреждающая адаптация», «вероятностное прогнозирование» и др. Выделяют два содержательных аспекта прогнозирования:
Способность предвосхитить результат, к которому приведут те или иные действия человека до того, как он их совершит (В. Вундт); способность мысленно определить максимально эффективный способ решения проблемной ситуации до того, как она сформируется (А. В. Брушлинский).
Способность подготовиться к реакции на событие до его наступления, с помощью механизма акцептора результатов действия (П. К. Анохин), образа потребного будущего (Н. А. Бернштейн).
В современной отечественной психологии прогнозирование понимают как способность предвосхищать развитие будущих событий, результаты собственных действий, высказываний, поступков и результаты действий, высказываний, поступков окружающих; способность выстроить деятельность опираясь на вероятностный прогноз [1,6,11,13,14,18].
В зарубежной психологии содержание прогнозирования и феноменов, сходных с ним, раскрывают как комплекс психических качеств и свойств, от которых зависит успешность решения прогностической задачи или специфический процесс мышления, позволяющий моделировать варианты событий, которые могут произойти в будущем [22,24,25,26]. Авторы сходятся во мнении о том, что развитие прогнозирования способствует регулированию эмоциональных состояний, успешному решению проблем или их предотвращению, коррекции поведения в целом [25,26].
Анализ научной литературы по теме исследования позволяет рассматривать способность к прогнозированию как один из важных показателей качества ориентировки в социальной среде [1,4,11,13,14,18,25,26].
Описаны многообразные функции, выполняемые прогнозированием в различных сферах жизнедеятельности на разных возрастных этапах, его структура, специфика функционирования в норме и при различных нарушениях в развитии [6,11,13,14,16,18,20].
В последние десятилетия в психологических исследованиях развивается ресурсный подход - ресурс рассматривается как фактор преодоления кризисных событий, вызываемых различными обстоятельствами внешней среды [2].
Анализ психолого-педагогических исследований проблем социализации показал, что в качестве ресурсов социализации детей дошкольного возраста исследователи чаще всего выделяют психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей; накопленный опыт взаимодействия ребенка с окружающей его средой, в том числе – опыт общения со взрослыми и сверстниками; психическое и соматическое здоровье, в том числе развитие самооценки, эмоционально-оценочных отношений, произвольности и др. [19,21]. Отдельные исследователи рассматривают прогнозирование в качестве одного из ресурсов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [15].
Одной из ключевых проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья отечественными и зарубежными исследователями признается недостаточное развитие способности к прогнозированию [4,5,16,25,26].
Значение умения прогнозировать возрастает в контексте социально значимых отношений ребенка с ОВЗ, и потому актуально изучение эмоциональных, когнитивных, регулятивных механизмов прогнозирования. Однако, несмотря на наличие большого количества исследований различных аспектов социализации детей, мы не можем с их помощью составить полное представление о развитии прогнозирования у разных категорий детей с ОВЗ и его вкладе в социализацию в дошкольном и младшем школьном возрасте, прогнозирование не рассматривается как один из индикаторов отношений с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, детально изучены вопросы, касающиеся роли социальных, клинических, психологических факторов в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; изучена специфика его социализации, понимаемая как динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на индивида в процессе его развития [10]. Способность к прогнозированию при этом не изучалась в контексте социализации ребенка с ОВЗ.
Мы исходили из предположения о том, что прогнозирование ребенка с ОВЗ может и должно быть рассмотрено в аспекте социализации, требуется выяснить особенности развития прогнозирования в дошкольном и школьном возрасте у разных категорий детей. Это один из ресурсов улучшения взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающими его людьми, один из ресурсов его социализации.
Мы рассматриваем социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья как освоение системы значимых отношений и взаимодействия с окружающими людьми.
Структура пространства социализации ребенка в дошкольном возрасте может быть представлена следующим образом: партнером, в отношениях с которым реализуется активность ребенка - родители; сверстники; знакомые и незнакомые взрослые; содержание проявляемой ребенком активности - коммуникация, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самообслуживание; способ организации активности – она организована взрослым, самим ребенком. В младшем школьном возрасте это отношение к обучению, отношения с педагогами, другими взрослыми людьми, со сверстниками, семейные отношения, , отношения в интернет-пространстве, отношение к своему здоровью. Развитие прогнозирования в каждой из сфер может расцениваться как один из значимых показателей благополучия социализации ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Выделены ведущие структурные компоненты прогнозирования (прогнозирование действий, прогнозирование высказываний и прогнозирование эмоций) и функциональные его компоненты (регулятивный, когнитивный, и коммуникативно-речевой).
Выделены и проверены в эмпирической работе биполярные критерии, характеризующие качество отдельных прогнозов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также его способность к прогнозированию в целом: следование социальным нормам поведения и правилам; соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены; использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения; понимание эмоций и эмоциональных переживаний; владение разными формами и видами игры (в дошкольном возрасте) либо деятельности (в младшем школьном возрасте); активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; сформированность механизмов прогнозирования.
Считаем актуальным проведение исследований, позволяющих выявить и описать общее и специфическое в развитии прогнозирования разных категорий детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в контексте их социализации. Прогностические категории играют все большую роль в социализации и могут рассматриваться как один из значимых показателей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологу важно понимать взаимосвязь между умением ребенка прогнозировать и качеством его социализации, уметь оценивать и корригировать влияющие на качество социализации трудности развития прогнозирования у детей с ОВЗ, создавая тем самым необходимые условия для более полноценного взаимодействия с окружающими людьми. Это послужило основаниями для выбора методологии и организации экспериментального исследования прогнозирования разных категорий детей с ОВЗ в контексте их социализации.