Альманах №51
02.06.2023 Дата публикации статьи: 02.06.2023
Альманах №51 · Развитие речи
Альманах №51 · Развитие речи

Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями

Ахметзянова А.И. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ
Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030)

Психолого-педагогические исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности социализации. Выделяют типичные барьеры, препятствующие их успешной социализации - это нарушения речевого общения в различной степени и форме; сложности взаимодействия и выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; трудности освоения социальных правил и норм; сложности организации собственной деятельности; недостаточный арсенал вариантов поведения в трудности адекватной оценки последствий своих поступков и поведения окружающих людей. При нарушении процесса социализации, ограничении необходимых ребенку социальных связей и отношений затруднено формирование нравственных ориентиров, потребностно-мотивационной сферы [3].

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья широко представлены в исследованиях российских и зарубежных ученых. Выявлено, что у детей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени прежде всего страдает взаимодействие с окружающими людьми. Они в меньшей степени, чем нормотипичные сверстники, склонны к проявлению социальной инициативы, активности и заинтересованности в общении со сверстниками, что приводит к ограничениям их соицального функционирования[23]. Все это обуславливает необходимость поиска ресурсов, эффективных средств и путей более полноценной социализации детей с ОВЗ.

Понятие «социализация» анализируется во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных взаимоотношений [12], как процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, в том числе системы социальных ролей [17], как исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта [8], как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения культуры, которые происходит в условиях взаимодействия человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [12]. В наших исследованиях мы опираемся на концепцию И.А. Коробейникова [9,10].

К особенностям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья И.А. Коробейников и В.З. Кантор относят достижение целевых ориентиров развития [7], что позволяет осуществлять переход от социальной адаптации к социализации ребенка.

Авторами выделяются как модально-неспецифические характеристики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от нозологии [4,19], так и модально-специфические особенности социализации, определяющиеся видом нарушения развития [3,10,12].

Несмотря на относительную многочисленность работ в данной области остается практически неисследованной связь прогнозирования с характером и спецификой социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Единое описание содержания феномена «прогнозирование» в современной науке отсутствует, об этом свидетельствует и его терминологическая вариативность («предвосхищение», «антиципация», «предвидение», «ожидание будущего», «ментальное путешествие во времени», «эпизодическое предвидение», «упреждающая адаптация», «вероятностное прогнозирование» и др. Выделяют два содержательных аспекта прогнозирования:

Способность предвосхитить результат, к которому приведут те или иные действия человека до того, как он их совершит (В. Вундт); способность мысленно определить максимально эффективный способ решения проблемной ситуации до того, как она сформируется (А. В. Брушлинский).

Способность подготовиться к реакции на событие до его наступления, с помощью механизма акцептора результатов действия (П. К. Анохин), образа потребного будущего (Н. А. Бернштейн).

В современной отечественной психологии прогнозирование понимают как способность предвосхищать развитие будущих событий, результаты собственных действий, высказываний, поступков и результаты действий, высказываний, поступков окружающих; способность выстроить деятельность опираясь на вероятностный прогноз [1,6,11,13,14,18].

В зарубежной психологии содержание прогнозирования и феноменов, сходных с ним, раскрывают как комплекс психических качеств и свойств, от которых зависит успешность решения прогностической задачи или специфический процесс мышления, позволяющий моделировать варианты событий, которые могут произойти в будущем [22,24,25,26]. Авторы сходятся во мнении о том, что развитие прогнозирования способствует регулированию эмоциональных состояний, успешному решению проблем или их предотвращению, коррекции поведения в целом [25,26].

Анализ научной литературы по теме исследования позволяет рассматривать способность к прогнозированию как один из важных показателей качества ориентировки в социальной среде [1,4,11,13,14,18,25,26].

Описаны многообразные функции, выполняемые прогнозированием в различных сферах жизнедеятельности на разных возрастных этапах, его структура, специфика функционирования в норме и при различных нарушениях в развитии [6,11,13,14,16,18,20].

В последние десятилетия в психологических исследованиях развивается ресурсный подход - ресурс рассматривается как фактор преодоления кризисных событий, вызываемых различными обстоятельствами внешней среды [2].

Анализ психолого-педагогических исследований проблем социализации показал, что в качестве ресурсов социализации детей дошкольного возраста исследователи чаще всего выделяют психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей; накопленный опыт взаимодействия ребенка с окружающей его средой, в том числе – опыт общения со взрослыми и сверстниками; психическое и соматическое здоровье, в том числе развитие самооценки, эмоционально-оценочных отношений, произвольности и др. [19,21]. Отдельные исследователи рассматривают прогнозирование в качестве одного из ресурсов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [15].

Одной из ключевых проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья отечественными и зарубежными исследователями признается недостаточное развитие способности к прогнозированию [4,5,16,25,26].

Значение умения прогнозировать возрастает в контексте социально значимых отношений ребенка с ОВЗ, и потому актуально изучение эмоциональных, когнитивных, регулятивных механизмов прогнозирования. Однако, несмотря на наличие большого количества исследований различных аспектов социализации детей, мы не можем с их помощью составить полное представление о развитии прогнозирования у разных категорий детей с ОВЗ и его вкладе в социализацию в дошкольном и младшем школьном возрасте, прогнозирование не рассматривается как один из индикаторов отношений с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, детально изучены вопросы, касающиеся роли социальных, клинических, психологических факторов в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; изучена специфика его социализации, понимаемая как динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая интеграцию и отражение различных влияний на индивида в процессе его развития [10]. Способность к прогнозированию при этом не изучалась в контексте социализации ребенка с ОВЗ.

Мы исходили из предположения о том, что прогнозирование ребенка с ОВЗ может и должно быть рассмотрено в аспекте социализации, требуется выяснить особенности развития прогнозирования в дошкольном и школьном возрасте у разных категорий детей. Это один из ресурсов улучшения взаимодействия ребенка с ОВЗ с окружающими его людьми, один из ресурсов его социализации.

Мы рассматриваем социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья как освоение системы значимых отношений и взаимодействия с окружающими людьми.

Структура пространства социализации ребенка в дошкольном возрасте может быть представлена следующим образом: партнером, в отношениях с которым реализуется активность ребенка - родители; сверстники; знакомые и незнакомые взрослые; содержание проявляемой ребенком активности - коммуникация, игровая деятельность, продуктивная деятельность, самообслуживание; способ организации активности – она организована взрослым, самим ребенком. В младшем школьном возрасте это отношение к обучению, отношения с педагогами, другими взрослыми людьми, со сверстниками, семейные отношения, , отношения в интернет-пространстве, отношение к своему здоровью. Развитие прогнозирования в каждой из сфер может расцениваться как один из значимых показателей благополучия социализации ребенка, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Выделены ведущие структурные компоненты прогнозирования (прогнозирование действий, прогнозирование высказываний и прогнозирование эмоций) и функциональные его компоненты (регулятивный, когнитивный, и коммуникативно-речевой).

Выделены и проверены в эмпирической работе биполярные критерии, характеризующие качество отдельных прогнозов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также его способность к прогнозированию в целом: следование социальным нормам поведения и правилам; соблюдение правил безопасного поведения и личной гигиены; использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения; понимание эмоций и эмоциональных переживаний; владение разными формами и видами игры (в дошкольном возрасте) либо деятельности (в младшем школьном возрасте); активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; сформированность механизмов прогнозирования.

Считаем актуальным проведение исследований, позволяющих выявить и описать общее и специфическое в развитии прогнозирования разных категорий детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в контексте их социализации. Прогностические категории играют все большую роль в социализации и могут рассматриваться как один из значимых показателей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дефектологу важно понимать взаимосвязь между умением ребенка прогнозировать и качеством его социализации, уметь оценивать и корригировать влияющие на качество социализации трудности развития прогнозирования у детей с ОВЗ, создавая тем самым необходимые условия для более полноценного взаимодействия с окружающими людьми. Это послужило основаниями для выбора методологии и организации экспериментального исследования прогнозирования разных категорий детей с ОВЗ в контексте их социализации.

  • 1. Базылевич, Т. Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла/ Т. Ф. Базылевич // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – №3. – С. 121-131.
  • 2. Васенкин, А. В. Психологические ресурсы личности / А. В. Васенкин // Электронная библиотека сайта b17. – 2020. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/303341/ (Дата обращения: 25.12.2022 г.).
  • 3. Викторова, Е. С. Влияние социальной ситуации развития на формирование у дошкольников с ОНР социальных антиципирующих моделей Е. С. Викторова, О. Л. Леханова // Череповецкие научные чтения. –2015. – С. 31-32.
  • 4. Гончарова, О. Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01, 19.00.04; Каз. гос. ун-т. - Казань, 2003. – 22 с.
  • 5. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986. – 316 с.
  • 6. Исследование особенностей прогностической деятельности: методические рекомендации и компьютерная программа / авт.-сост. Л.И. Переслени, В. Л. Подобед, Л. Ф. Чупров. – Абакан : АГПИ, 1990. – 30 с.
  • 7. Кантор, В. З., Коробейников И. А. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/development-of-professional-education-of-persons-with-special-needs-and-disabilities (Дата обращения: 14.01.2023)
  • 8. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии / М. М. Кашапов. – Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2006. – 115 с.
  • 9. Козлова, Н. В. Социализация дошкольника: факторы, условия [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. 2016. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/17/sotsializatsiya-doshkolnika-faktory-usloviya Дата обращения: 25.11.2022).
  • 10. Коробейников, И. А. Категория социализации в проблемном поле дефектологии / И.А. Коробейников // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. 20-21 марта 2020 г. [под науч. ред. Е.Л. Инденбаум]. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. – С. 8-17.
  • 11. Ломов, Б. Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. – М. : Наука, 1980. – 279 с.
  • 12. Малыхина, Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Я. В. Малыхина. – СПб., 2004. – 23 с.
  • 13. Менделевич, В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич. – М.: Городец, 2018. – 446 с.
  • 14. Ничипоренко, Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 05. – С.50-59.
  • 15. Паренкова, А. А. Прогнозирование как ресурс позитивной социализации дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / А. А.Паренкова // Психология психических состояний: сборник материалов XV международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов.- Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - №15.- С.399-404.
  • 16. Переслени, Л. И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития / Л. И. Переслени, В. Л. Подобед // Дефектология. – 1982. – № 6. – С. 11-17.
  • 17. Кондаков, И. М. Психология / И.М. Кондаков. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 508 с.
  • 18. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2003. – 351 с.
  • 19. Ремезова, Л. А. Комплексное использование ресурсов социализации при индивидуализации развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Л. А. Ремезова, И. Ю. Сирик // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 4(31). – С. 41-46.
  • 20. Сироткина, Т. Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Т.Ю. Сироткина // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – 5(58). – С. 102-105.
  • 21. Фельдштейн, Д. И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления / Д. И. Фельдштейн // Возрастная психология: детство, отрочество, юность. – М. : ACADEMIA, 2000. – С. 188-195.
  • 22. Atance, D.K. Episodic future thinking / D. K. Atance, C. M. O'Neill // Trends in Cognitive Sciences. – 2001. – Vol. 5. – № 12. – P. 533-539. DOI: 10.1016/s1364-6613(00)01804-0.
  • 23. Celeste, M., Social integration of children with visual impairment: A developmental model / M. Celeste, G.D. Kobal // Elementary Education Online Online. – 2010. – Vol. 9. – № 1. – P. 11-22.
  • 24. Reichenbach, K. Cognitive functions in preschool children with specific language impairment / K. Reichenbach, L. Bastían, S. Rohrbach, M. Gross, L. Sarrar // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. – 2016. – № 86. – P. 22-26. DOI: 10.1016/j.ijporl.2016.04.011.
  • 25. Trommsdorff, G. Future orientation and socialization / G. Trommsdorff // International Journal of Psychology. – 1983. – Vol. 18(1-4). – P. 381-406. DOI:10.1080/00207598308247489.
  • 26. Vassilopoulos, S.F. Anticipatory processing in social anxiety / S.F. Vassilopoulos // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. – 2004 – № 32 – P. 303-311. DOI:10.1017/S1352465804001377.

Библиография


Ахметзянова А.И. Роль прогнозирования в социальном взаимодействии детей с особыми образовательными потребностями. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №51 2023 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/the-role-of-forecasting-in-the-social-interaction-of-children-with-special-educational-needs (Дата обращения: 27.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности